По поводу производительности отвечу так. Как-то на форуме один заказчик спросил: «Как быстро печник может сложить печь на тысячу кирпичей? Мне обещали за три дня». Я ответил, что опытный печник будет работать дней 10–12, не меньше. А если это печник неопытный, то и за три дня уложится. Судите сами.

Мастер в среднем кладет за день 100–200 кирпичей. И это предел, потому что к каждому кирпичу необходимо приложить уровень, проверить его по горизонтали и по вертикали, потом выложить ряд и еще раз каждый кирпич проверить правилкой — опять же в двух проекциях. Более того, каждый кирпич необходимо обработать и подготовить — снять фаски, придать форму.

Для сравнения: каменщик с помощником кладут порядка 3–4 куба в день; в одном кубе около 450 кирпичей — получается около 1,5 тысячи кирпичей в день. К сожалению, печник не может работать как каменщик, но ведь и каменщик не может работать как печник: у них разные приемы, техника и навыки. Видимо, почувствовав, что лимит способностей корреспондента к восприятию точных цифр и технических подробностей ремесла исчерпан, собеседник перевел разговор в иное русло.

Виктор Михайлович с удовольствием рассказал о своих любимых моделях печей, о различных стилизациях современных печных конструкций, о собственных эстетических пристрастиях в создании печей. Выяснилось, что господин Пчелкин был и остается приверженцем минимализма и уверен, что высший пилотаж заключается в том, чтобы добиться наибольшей выразительности простыми формами.

Виктору Михайловичу приходилось, к примеру, строить печи, стилизованные под нарочитую небрежность. Стоит ли говорить, что такая «естественность» якобы разваливающейся фактуры требует тщательной проработки.

Ведь внешние «трещины», сколы, стихийно выпирающие кирпичи ни в коем случае не должны менять функциональность печи. Ведь мастеру необходимо воспроизвести заданную конструкцию: топку, теплосъемную поверхность, дымообороты, колпаковые системы, противоточные и т. д. И он должен нащупать ту тонкую грань, когда эстетика не влияет на внутреннее содержание.

У печника небольшая свобода для художественного творчества: наружная поверхность печи. «Печник может проявить свое мастерство и свое желание что-то сотворить как художник только в кирпиче. Остальное — декорирование.

У меня есть модели изразцовых печей, они удивительно красивы. Но печник не имеет к этому никакого отношения.

Он сборщик. Его задача — аккуратно и точно воспроизвести.

А изразцами занимаются керамисты. Лично я получаю огромное удовольствие, собирая изразцовые печи», — сказал мастер Пчелкин.

Виктор Михайлович признался, что печное ремесло — довольно консервативная часть строительной индустрии. Отчасти это мешает внедрению новых технологий: сплошь и рядом используются разработки вековой и более давности. Но, с другой стороны, именно подобный консерватизм служит залогом стабильности печного ремесла.

А значит, позитива в нем куда больше.