Впоследствии он понимает, насколько его действия были бы более разумными, доверься он специалистам известной серьезной фирмы. Когда мы общаемся с заказчиками, прошедшими через горнило "шабашстроя", с заказчиками, просящими нас спасти дом, в 100% случаев выясняется, что основная причина их обращения к бригадам - это желание сэкономить средства, а основной толчок - рекомендации какого-нибудь знакомого, которому сейчас таким способом строят дом. Ну так подождали бы, пока достроят, чтобы по-смотреть, как это получится. В итоге - еще два недостроенных дома и их хозяева, обозленные на всех строителей и мир вообще. Ситуацию можно проиллюстрировать и на таком примере: у вас появилось свободное время и желание для того, чтобы, скажем, подлечить зубы.

Вы идете в стоматологическую клинику, имеющую достаточно хорошую репутацию, там вам составляют план лечения, оговаривают его стоимость и после этого приступают непосредственно к лечению. Вам же не придет в голову зайти в какую-нибудь подворотню, поискать там дешевого стоматолога, который чисто теоретически мог бы выдернуть зуб за бутылку водки.

Конечно, лечение в клинике дороже, но, пускаясь в авантюру под названием "сам себе стоматолог", никогда не знаешь, что принесет тебе завтрашний день, да и принесет ли: То же самое с "шабашстроем". - Весьма колоритный пример. Но существует ли путь разрешения этой проблемы?

- Да, и он мог бы называться "сознательность через информацию". Заказчик должен ясно представлять, что ему нужно для проведения строительства, кроме материалов. Во-первых, это полностью разработанный и согласованный в необходимых инстанциях проект.

Во-вторых, определение в соответствии с данным проектом реальной стоимости строительства и, соответственно, планирование своих финансовых возможностей, позволяющих вести работы без перерыва. В-третьих, сотрудничество с профессионалами, имеющими лицензию и, что не менее важно, большой опыт. А для успешной борьбы с "шабашстроем" требуется объединение усилий всех участников цивилизованного рынка загородного строительства.

Это не значит, что мы должны создавать "летучие отряды", которые какими-либо насильственными методами производили бы его ликвидацию. Речь идет о формальном объединении организаций, имеющих авторитет на рынке загородного строительства. Объединения для выработки единой политики, правил, если хотите, цивилизованных взаимоотношений всех участников рынка - и покупателей, и продавцов.

Ведь есть же, например, городская гильдия риэлтеров, членство в которой является для агентства недвижимости своеобразной визитной карточкой. На нашем же рынке каждая организация работает сама по себе, не задумываясь о том, что омертвленные "шабашниками" стройки больно бьют по имиджу и авторитету всей строительной братии.

Может быть, имеет смысл использовать для этих целей уже имеющуюся Ассоциацию "Загородная недвижимость", придав ее деятельности необходимую направленность? Хотелось бы, пользуясь случаем, обратиться к коллегам со страниц вашего журнала с просьбой высказать свое мнение по этому вопросу.