На фестивале было представлено множество интересных композиций, но эффектнее всего были те, что только с травянистыми растениями либо без растений вовсе. То есть работы и инсталляции, которые оказались ближе к современному искусству, нежели к ландшафтному дизайну. Михайловский сад — один из красивейших парков нашего города.

Не так давно его реконструировали, среди прочего сделали газоны и высадили тысячи луковичных. Газоны Михайловского — едва ли не самые качественные в городе...

Казалось бы, какое это имеет отношение к выставке? К сожалению, самое прямое: ландшафтные композиции, в которые были включены растения, смотрелись не лучшим образом из-за того, что растения эти предстали в… горшках, стоящих на земле.

И если для травы или маленького кустика это не было критично, то контейнеры роскошных крупных деревьев оказались чуть ли не по пояс зрителям. Несмотря на все усилия дизайнеров скрыть емкости с помощью различных ухищрений — их прятали в корзины и кашпо, обматывали декоративной соломкой, засыпали мульчей, отгораживали изгородями, — большая часть композиций вызывала ассоциации с садовым центром. Сходства добавляло и то, что некоторые экспоненты даже не удосужились снять этикетки с растений!

Довольно грустная картина по сравнению с садовыми выставками в Западной Европе, где заранее подобранные композиции, привезенные на место и собранные за несколько дней до открытия, являют себя полноценными садами. Наша выставка выглядела временной.

Но и калечить газоны ямами ради двух недель в году не следует. Как совместить исторический парк и смотр садов — непонятно. Обычно садовые выставки проводятся в специально отведенных местах, там, где недолговечные творения ландшафтных дизайнеров не вступают в конфликт с парком, например на площадках с набивным покрытием.

Перед началом работы «Ландшафтного дизайна города…» проходила встреча с прессой. Ирина Мельничук из Лесотехнической академии рассказала о конференции, ее участниках (ландшафтных архитекторах из 20 стран), учредителях и программе.

Не секрет, что проблема сохранения и использования исторических парков и скверов сейчас остра не только в Петербурге и пригородах, но и во многих других городах. На конференции обсуждались вопросы европейского влияния в образцах русского садово-паркового искусства, методика реставрации исторических ландшафтов, сегодняшняя жизнь исторических ландшафтов и опыт интеграции их в современный ландшафтный дизайн, роль исторических ландшафтов как источника вдохновения для сегодняшних архитекторов. Лариса Канунникова, главный ландшафтный архитектор Северной столицы, отметила, что петербуржцы стали лучше относиться к своему городу.

Если раньше элементы благоустройства быстро разрушались вандалами, то за последние годы люди научились ценить красоту и хотят, чтобы их дворик отличался от соседнего планировочным решением и элементами дизайна. Интересен тот факт, что жители новостроек трепетнее относятся к благоустройству, чем обитатели центра, — на окраинах вандализма меньше. Такая тенденция радует, поскольку культурная столица и поломанные скамейки плохо сочетаются.

Мне удалось пообщаться с госпожой Дианой Мензиес из Университета Линкольна, Новая Зеландия, президентом IFLA (Международной ассоциации ландшафтных архитекторов). Разумеется, интересовали мировые тенденции в ландшафтном дизайне. По ее словам, сегодня повсюду правит мода на экологию и все популярнее становятся природные сады с использованием местной флоры, которая устойчивее и требует меньше ухода, особенно в сравнении с капризным газоном.

Поэтому культивирование местных растений так важно — это расширяет их ассортимент и не дает исчезнуть декоративным сортам.